Data entry msb
Читатели, знакомые с машинной арифметикой, наверное, уже догадались, что формулы, приведенные выше, годятся только в том случае, если для представления чисел используется 14 бит, один из которых знаковый. При этом диапазон возможных значений будет лежать в пределах от –8192 до 8191. Однако большинство звуковых параметров, как и положения манипуляторов, кодируются семибитным числом. Диапазон значений при таком способе представления чисел лежит в пределах от 0 до 127. Необходимость использования манипулятора Data Entry MSB просто отпадает, так как старшие семь бит четырнадцатибитного числа оказываются ненужными (младших семи бит как раз достаточно). В этом случае можно выполнить первые две команды из табл. 3.2, а для изменения выбранного этими командами параметра звука можно воспользоваться обычными средствами музыкального редактора (изменяя положение манипулятора 38).
Прежде чем приводить список всех доступных параметров, закрепим теоретические знания практикой. Рассмотрим пример управления частотой среза фильтра при помощи параметра NRPN в редакторе Cakewalk. Номер нефиксированного параметра, управляющего частотой среза — 21, диапазон значений: от 0 до 127 (то есть можно обойтись без каких-либо формул). В начале первого трека мы разместим последовательность из двух MIDI-сообщений (рис. 3.51).
Рис. 3.51. Получение доступа к управлению частотой среза фильтра при помощи параметра NRPN
Если хотите услышать результат, нужно записать последовательность каких-нибудь нот. Допустим, вы это сделали. Теперь частотой среза можно управлять при помощи манипулятора 38. Пример изменения положения этого манипулятора средствами окна Controllers приведен на рис. 3.52. Возможно, результат своих действий вам не удастся услышать сразу. Глубина регулировки частоты среза зависит от настроек конкретного пресета. Простейший выход — попробуйте сменить пресет на какой-нибудь другой, выбранный методом “научного тыка”. Ну а если вам захочется использовать определенный пресет, то можно изменить изначальную глубину регулировки частоты среза, заданную в SoundFont, на новое значение с помощью параметра NRPN 24.
Рис. 3.52. Пример управление частотой среза фильтра
Для того чтобы вернуть начальные значения параметров звука, хранящиеся в SoundFont, достаточно выполнить MIDI-команду Reset All Controllers (манипулятор 121).
Теперь приведем полный список доступных через параметр NRPN регулировок звука. Табл. 3.3 содержит номера NRPN LSB, их названия, возможность изменения параметров во время воспроизведения ноты (Realtime), диапазон изменения параметра и единицы измерения. Стоит отметить, что EMU8000 имеет встроенную таблицу параметров резонансного фильтра. Посредством NRPN LSB 22 (управление уровнем резонанса) выбирается номер строки в табл. 3.4, содержащей параметры фильтра, причем каждому номеру таблицы одновременно соответствует несколько значений NRPN LSB 22. Например, если параметр имеет значение от 0 до 7, то выбирается нулевая строка таблицы (коэффициент 0), если от 8 до 15, то первая (коэффициент 1) и т. д. Таким образом, хотя диапазон изменения параметра лежит в пределах от 0 до 127, реально имеется всего 16 вариантов настроек резонансного фильтра.
Таблица 3.3. Доступные параметры звука
N | Название | Realtime | Диапазон | Единицы измерения |
0 | Delay before LFO1 starts (задержка перед запуском LFO1 от 0 до 22 с) | - | [0, 5900] | 4 мс |
1 | LFO1 Frequency (частота LFO1от 0 до 10.72 Гц) | + | [0, 127] | 0.084 Гц |
2 | Delay before LFO2 starts (задержка перед запуском LFO2 от 0 до 22 с) | - | [0, 5900] | 4 мс |
3 | LFO2 Frequency (частота LFO1 от 0 до 10.72 Гц) | + | [0, 127] | 0.084 Гц |
4 | Envelope 1 delay time (задержка амплитудной огибающей от 0 до 22 с) | - | [0, 5900] | 4 мс |
5 | Envelope 1 attack time (время атаки огибающей модуляции от 0 до 5.9 с) | - | [0, 5940] | 1 мс |
6 | Envelope 1 hold time (время удержания огибающей модуляции от 0 до 8 с) | - | [0, 8191] | 1 мс |
7 | Envelope 1 decay time (время спада огибающей модуляции от 0.023 до 23.7) | - | [0, 5940] | 4 мс |
8 | Envelope 1 sustain level (уровень поддержки огибающей модуляции) | - | [0, 127] | 0.75 дБ |
9 | Envelope 1 release time (время освобождения огибающей модуляции от 0.023 до 23.7 с) | - | [0, 5940] | 4 мс |
10 | Envelope 2 delay time (задержка амплитудной огибающей от 0 до 22 с) | - | [0, 5900] | 4 мс |
11 | Envelope 2 attack time (время атаки амплитудной огибающей от 0 до 5.9 с) | - | [0, 5940] | 1 мс |
12 | Envelope 2 hold time (время удержания амплитудной огибающей от 0 до 8 с) | - | [0, 8191] | 1 мс |
13 | Envelope 2 decay time (время спада амплитудной огибающей от 0.023 до 23.7) | - | [0, 5940] | 4 мс |
14 | Envelope 2 sustain level (уровень поддержки амплитудной огибающей) | - | [0, 127] | 0.75 дБ |
15 | Envelope 2 release time (время освобождения амплитудной огибающей от 0.023 до 23.7 с) | - | [0, 5940] | 4 мс |
16 | Initial Pitch (начальная высота тона) | + | [-8192, 8191] | 1/100 тона |
17 | LFO1 to Pitch (степень влияния LFO1 на высоту тона от -1 до +1 октавы) | + | [-127, 127] | 9.375 1/100 тона |
18 | LFO2 to Pitch (степень влияния LFO2 на высоту тона от -1 до +1 октавы) | + | [-127, 127] | 9.375 1/100 тона |
19 | Envelope 1 to Pitch (степень влияния огибающей модуляции на высоту тона от -1 до +1 октавы) | - | [-127, 127] | 9.375 1/100 тона |
20 | LFO1 to Volume (степень влияния LFO1 на громкость) | + | [0, 127] | 0.1875 дБ |
21 | Initial Filter Cutoff (начальная частота среза фильтра от 100 до 8000 Гц) | + | [0, 127] | 62 Гц |
22 | Initial Filter Resonance Coefficient (начальный коэффициент резонансного фильтра) | - | [0, 127] | см. таблицу 3.4 |
23 | LFO1 to Filter Cutoff (степень влияния LFO1 на частоту среза) | + | [0, 127] | 56.25 1/100 тона |
24 | Envelope 1 to Filter Cutoff (степень влияния огибающей модуляции на частоту среза) | - | [-127, 127] | 56.25 1/100 тона |
25 | Chorus Effects Send (глубина хоруса) | - | [0, 255] | - |
26 | Reverb Effects Send (глубина реверберации) | - | [0, 255] | - |
/p>
Таблица 3.4. Параметры фильтра
Кэффициент | Low Fc (Hz) | LowQ (dB) | High Fc (kHz) | High Q (dB) | DC Attenuation (dB) |
0 | 92 | 5 | Flat | Flat | - 0.0 |
1 | 93 | 6 | 8.5 | 0.5 | -0.5 |
2 | 94 | 8 | 8.3 | 1 | -1.2 |
3 | 95 | 10 | 8.2 | 2 | -1.8 |
4 | 96 | 11 | 8.1 | 3 | -2.5 |
5 | 97 | 12 | 8.0 | 4 | -3.3 |
6 | 98 | 14 | 7.9 | 5 | -4.1 |
7 | 99 | 16 | 7.8 | 6 | -5.5 |
8 | 100 | 17 | 7.7 | 7 | -6.0 |
9 | 100 | 19 | 7.5 | 9 | -6.6 |
10 | 100 | 20 | 7.4 | 10 | -7.2 |
11 | 100 | 22 | 7.3 | 11 | -7.9 |
12 | 100 | 23 | 7.2 | 13 | -8.5 |
13 | 100 | 25 | 7.1 | 15 | -9.3 |
14 | 100 | 26 | 7.1 | 16 | -10.1 |
15 | 100 | 28 | 7.0 | 18 | -11.0 |