Таблица 1.1.
Динамические диапазоны источников звука
Источник звука | Уровень (минимальный/максимальный), дБ | Динамический диапазон, дБ |
Гитара | 40/55 | 15 |
Пение женское | 45/80 | 20-35 |
Пение мужское | 40/85 | 20-45 |
Орган | 50/85 | 35 |
Виолончель | 35/70 | 35 |
Рояль | 35/80 | 45 |
Эстрадный оркестр | 45/100 | 45-55 |
Симфонический оркестр | 35/110 | 60-75 |
Музыкальные инструменты принято объединять в группы: струнно-смыч-ковые, деревянные, медные духовые, ударные, струнно-щипковые. В книге [3] можно узнать много интересного обо всех классических музыкальных
инструментах. Однако из всего объема сведений о музыкальных инструментах нас сейчас интересуют только те, от которых зависит успех применения микрофона. Да и вряд ли в своей любительской практике вы столкнетесь с проблемой записи звуков арфы или, скажем, настоящего духового органа. Поэтому в заключение остановимся лишь" на вопросах, связанных с записью инструментов, использование которых для оживления звучания электронного оркестра наиболее вероятно.
В состав струнно-смычковой группы входят скрипки, альты, виолончели и контрабас. Разумеется, в банках MIDI-инструментов все перечисленные инструменты имеются, но заменить живую скрипку и виолончель никакой, даже самый совершенный алгоритм синтеза, не в состоянии.
Скрипка — самый маленький инструмент этой группы, обладающий самым высоким голосом. Наибольшая часть звуковой энергии (особенно высоких звуков) излучается с передней стороны скрипки. Поэтому при записи рекомендуется [38] направлять микрофон на прорези (эфы) в верхней деке инструмента.
Для некоторых звуков виолончели, особенно басовых, характерен подчеркнутый резонанс.