Возвратимся к сведению стереозаписи. Основных проблем здесь три: мшши-рование.панорамирование, синхронизация. Первые две проблемы на практике почти нельзя разделить. Поэтому и рассматривать мы их будем совместно.
1.4.1. Микширование и панорамирование
Под микшированием понимают процесс смешивания в определенных пропорциях звуковых сигналов, записанных на различных треках или поступающих от различных источников. Исходные сигналы могут быть записаны с разными уровнями громкости. В результате микширования должен быть установлен оптимальный баланс уровней громкости инструментов, голосов, эффектов. Оптимальность заключается в том, что:
> одни источники звука не должны заглушаться другими;
> солисты не должны заглушаться аккомпанементом;
> в фонограмме должны сохраняться все характерные и ценные в художественном отношении особенности звучания отдельных голосов;
> запись должна сопровождаться минимальными амплитудно-частотны-ми и нелинейными искажениями.
Панорамирование — регулировка кажущихся положений источников звука на стереопанораме.
Источники звука могут быть как монофоническими, так и стереофоническими. В конечном счете, сигналы всех источников должны быть записаны на двух дорожках, соответствующих левому и правому каналам. Панорамирование служит цели создания эффекта размещения источников звука в различных точках пространства. Кроме достижения чисто художественных результатов, это способствует улучшению различимости звуков вообще и разборчивости речи и пения в частности.
И микширование, и панорамирование — операции динамические. В целях улучшения общего качества записи возникает необходимость менять по ходу