Шум



Какого заглушения можно добиться? Как конструировать малошумящие механизмы? - часть 8


В этих случаях эффективность механизма не пострадает от применения амортизирующих прокладок и подкладок. При ударе какой-нибудь деталью по амортизирующему элементу последний сожмется, поглощая энергию удара, которая в результате потерь на трение, вызванных внутренним поглощением в материале, обратится в тепло. Различные дыропробивные прессы содержат множество источников совершенно излишнего ударного звука, который можно подавить при помощи резиновых[26] амортизирующих подкладок.

Чтобы такие резиновые прокладки или подкладки выполняли свои функции не только на высоких частотах, они должны быть достаточно толстыми и податливыми. Ясно, что при отсутствии существенной деформации материала нельзя получить большое поглощение энергии, поэтому иногда приходится использовать прокладки толщиной до 20—30 мм. Важно отдавать себе отчет в том, что резина практически несжимаема. Это может звучать подобно выражению «вода не текуча», и, однако, это верно. Резину можно сильно продеформировать, только подвергая се сдвиговым напряжениям, но не путем всестороннего сжатия. Наступив на маленький кусочек резины, мы расплющим его, но только потому, что он раздастся во все стороны. Такое выпячивание в стороны происходит вследствие сдвигающих напряжений, действующих под прямым углом к приложенной силе. Если вставить кусочек резины в стальное кольцо, легко обнаружить, что он перестанет сжиматься: он не сможет более раздаваться в стороны.

С этой важной особенностью поведения резины мы встретимся еще не раз. Пока речь идет о поглощении энергии ударов, следует учитывать, что при сжатии большого куска сплошной резины он окажется податливым только в той мере, в какой он сможет раздаваться в стороны с боков. Если раздаваться ему некуда или если его боковая поверхность мала, как в большом листе, то резину можно рассматривать как жесткое тело. По этой причине для поглощения ударов микропористая резина (с закрытыми порами) зачастую пригоднее, чем сплошная, потому что воздушные карманы пор позволяют резине деформироваться во всех направлениях.


Содержание  Назад  Вперед