Шум




Какого заглушения можно добиться? Как конструировать малошумящие механизмы?


Как конструировать малошумящие механизмы? Что нужно изменить в конструкции, чтобы уменьшить их шум?

Мы уже познакомились с тремя этапами создания шума: исходное возмущение, его усиление и видоизменение, а также излучение звука. Если вы не считаете, что таблетка аспирина излечит вас от неприятного ощущения, вызванного гвоздем, торчащим из сиденья стула, то, когда речь пойдет о шуме, вы, конечно, сразу подумаете, нельзя ли устранить исходное возмущение? Разумеется, это наилучший подход, но часто ли можно им воспользоваться? Возьмем, например, дизельный двигатель. Исходное возмущение здесь — рост давления в камере сгорания, но ведь это и есть сам источник мощности двигателя. В турбореактивном двигателе сжигание горючего, сопровождаемое шумом, — единственный способ создать требуемое ускорение газов, направленное в сторону, обратную движению. В пневматическом перфораторе шум создают повторяющиеся удары наконечника зубила,— но именно для этого и спроектировал весь механизм. Таким образом, перспективы не представляются многообещающими, однако в действительности здесь возможностей для снижения шума больше, чем кажется на первый взгляд.

В гл. 6 мы рассматривали график давления в цилиндре дизеля и видели, что при помощи анализа Фурье это давление можно представить в виде суммы компонент — чистых тонов с соответственно подобранными амплитудами и фазами. Амплитуды компонент высших гармоник определяли уровень шума, обусловленного резонансами корпуса двигателя. Если бы нам удалось добиться того, чтобы спектр Фурье достаточно резко падал на высоких частотах, то уровень звука мог бы снизиться децибел на 15.

На рис. 47 показаны три графика давления в цилиндре некоторого дизельного двигателя, совершающего 1000 об/мин. Рис. 47, a соответствует вращению дизеля сторонним двигателем, когда горючее вообще не впрыскивается: воздух просто сжимается и расширяется при проворачивании вала двигателя.


Содержание  Назад  Вперед