Шум




Многошумное будущее - часть 10


Однако электронику уже применяют с успехом для улучшения акустических свойств концертных залов. Так, если при проектировании помещения оказывается трудно получить достаточно большое время реверберации, то применяют систему «искусственной реверберации». В принципе это достигается путем электрического воспроизведения звука на выбранных частотах при помощи громкоговорителей, размещенных в существенных для эффекта точках помещения, но эффект оказывается совершенно отличным от действия простой системы усиления звука. В другом варианте используется устройство, обеспечивающее временную задержку, и исходный звук многократно повторяется со все уменьшающейся амплитудой, имитируя эффект отражений от стен помещения. Последний способ оказывается полезным для малых студий звукозаписи с сильно заглушёнными стенами, в случаях когда желательно воспроизвести эффект большого зала или другого подобного помещения.

Проблема искусственной реакции и антизвука представила бы несколько меньше трудностей в таких областях, как глушение звука выхлопа: размеры «волновода» в этом случае настолько малы, что приходится иметь дело только с плоской волной, и поэтому заботы о форме фронта волны снимаются. В этом случае проблемы связаны скорее с температурой, коррозией и вообще с тяжелыми условиями работы с тонкой аппаратурой. Стоимость снова будет устрашающей, а обычные глушители и так работают неплохо.

Когда я выступаю с лекциями, мне часто задают вопрос, почему никто не использует в качестве изолятора для звука вакуум: на уроках по физике в пятом классе все наблюдали, как ослабевает звон колокольчика, помещенного под колокол воздушного насоса, при откачивании воздуха. Конечно, совершенно справедливо: звук не может существовать в вакууме. Но вакуум не только один из самых дорогих способов получения «ничего» за ваши деньги (тут, впрочем, есть немало сильных конкурентов), но он также требует, чтобы его заключили во что-то, точнее, исключили из чего-то.




Содержание  Назад  Вперед