Шум




Многошумное будущее - часть 5


Реактивной струи здесь нет, отсутствуют также все низкочастотные пульсации, вибрации и глухие удары, характерные для дизельных двигателей. С высокочастотным шумом газовой турбины бороться гораздо легче. Почти все методы снижения шума весьма малоэффективны на низких частотах.

Что касается воздушного транспорта, то еще весьма нескоро мы увидим (а лучше сказать — услышим) что-нибудь отличное от той или другой модификации турбовентиляторного двигателя. Как только пытаешься думать о следующем поколении авиационных двигателей, попадаешь прямо в область научной фантастики. Мне известна группа людей, деятельно работающих над тем, что они называют «антигравитационным устройством», но если им что-нибудь удастся сделать, то это будет нечто выходящее за пределы современной физики. Было бы соблазнительно суметь «выпрямить» переменную силу, создаваемую парой вращающихся в противоположном направлении эксцентричных тел, — безразлично, будь то куски свинца или электроны. Есть малоэффективный способ осуществить такое движение: нужно поместить вращающееся тело в какое-либо средство передвижения, которое бы легче перемещалось вперед, чем назад. Но как применить эту идею для полета в воздухе или в космическом пространстве — не могу придумать! Конечно, наука еще не сказала своего последнего слова; может быть, мы увидим и антигравитационные устройства, и, если они будут достаточно тихими (какой удар, если устройства окажутся шумящими!), одна из важнейших проблем снижения шума будет решена. У меня лично на это мало надежды...

Несколько ближе к реальности, хотя явно не пригодно ни для каких целей, кроме межпланетных путешествий, это решение проблемы продвижения при помощи электрической реактивной машины. Современная авиация и межпланетные корабли используют реакцию, возникающую при ускорении массы. В реактивных самолетах ускоряют смесь воздуха с продуктами сгорания топлива, в космических аппаратах, работающих в безвоздушном пространстве, — только горячие газы.


Содержание  Назад  Вперед