Шум




Многошумное будущее - часть 6


Электрическая реактивная машина должна ускорять и отбрасывать от себя электроны о их ничтожной массой, и здесь можно ожидать реакции, не превышающей по мощности сильного рукопожатия.

Разумеется, для космических целей долговечность двигателя важнее его мощности; после нескольких лет движения с малым ускорением в вакууме можно разогнаться до большей скорости, чем после нескольких часов бешеного горения. Но ничтожная мощность делает такие двигатели совершенно непригодными для воздушного или наземного транспорта. Нет шансов, чтобы журналы для автолюбителей стали рекламировать устройства, которые набирают скорость от нуля до 100 км/ч за время, равное примерно 120 000 с!

Новинкой в области первичных двигателей явилось бы устройство, которое использовало бы энергию сжатых и растянутых твердых тел вместо энергии сжатых газов в обычных двигателях. Поршневой двигатель, построенный на этом принципе, был бы гораздо тише, чем газовый. Во-первых, его скорость была бы настолько мала, что шум, появляющийся вместо шума сгорания топлива в обычных двигателях, лежал бы в неслышимой области, а излучение его было бы также очень мало. Если к этому добавить еще магнитные подшипники, разработка которых находится еще в самой начальной стадии, такая машина заслужила бы название «бесшумный двигатель». А устройства типа магнитных подшипников можно было бы с пользой применить и на существующих двигателях, и уж, конечно, акустика не единственная область, заинтересованная в них.

Несомненно, появятся новые дешевые материалы, удовлетворяющие самым высоким акустическим требованиям и удобные для практических применений. Высокопоглощающие, податливые и многослойные материалы находят широкое применение; увеличение удельного поглощения позволит в большой степени сохранить конструктивно важную жесткость. Типичный пример — сильно задемпфированный стальной лист, покрытый слоем на основе смолы, армированным в свою очередь тонким стальным листом, что создает при вибрациях большое поглощение.


Содержание  Назад  Вперед