Шум




Обесшумливание и изоляция звука - часть 11


В целом оказывается, что затухание в облицованном воздуховоде пропорционально толщине облицовки и обратно пропорционально ширине сечения за вычетом толщины облицовки. Что касается сопротивления продуванию облицовки, то здесь можно руководствоваться величиной коэффициента поглощения: наибольший коэффициент поглощения соответствует и наибольшему сопротивлению Затухание в облицованном воздуховоде растет с частотой до тех пор, пока звук не образует пучка, распространяющегося вдоль средней линии воздуховода, независимо от стенок. Это происходит при частоте, когда длина волны в воздухе примерно равна ширине воздуховода.

Немало формул измышлялось для того, чтобы определять эффективность облицовки в воздуховоде путем расчета. Некоторые из них дают недопустимую погрешность, другие невозможно применить на практике. Наилучший путь — составление таблиц, основанных на реальных испытаниях; подобная таблица приведена в Приложении 5. Простая облицовка всех четырех стенок воздуховода прямоугольного сечения еще не предел возможного Весьма эффективна конструкция, в которой звук проходит по узким каналам между поглощающими стенками, — пластинчатый глушитель с звукопоглощающими перегородками, разделяющими воздуховод вдоль его длины (рис 55). Такие перегородки часто применяют в патентованных глушителях, используемых в вентиляционных системах.

Почти всегда решающий фактор — это необходимость пропустить требуемый объем воздуха по воздуховоду при минимальном сопротивлении его протеканию. Если бы не это требование, можно было бы добиться огромного ослабления, круто изгибая воздуховод, так чтобы плоская волна ударялась об облицовку, рассеивалась и быстро поглощалась.

Рис. 55. Воздуховод с пластинчатым глушителем.

Итак, мы справились с проблемой подачи и вывода охлаждающего воздуха внутрь ограждения нашего дизеля. А что нужно предпринять для гашения звука всасывания и выхлопа огражденного двигателя внутреннего сгорания? Мы привыкли к виду заржавевшей выхлопной трубы нашего автомобиля; зачастую мы видим и внутренность глушителя, когда из него вываливается последний клочок ржавого металла, возвещая о том, что погиб еще один глушитель! Вскрыв глушитель автомашины, мы увидим всего лишь какую-то оболочку с несколькими торчащими из нее трубками.


Содержание  Назад  Вперед