Шум




Отчего так шумно? Механизмы и шум - часть 15


Определенную роль в дизельных и некоторых бензиновых двигателях играют топливные форсунки. Их шум обычно слабее шума двигателя. Цепь к распределительному валику, клапанная передача и коробка передач — все вносит свой вклад в суммарный шум.

В этом «оркестре», спрятанном под капотом автомобиля, есть еще один инструмент, партия которого звучит гораздо громче, чем обычно думают, — это вентилятор системы охлаждения мотора. Шум вообще исконное свойство вентиляторов, и они заслуживают особого места в перечне механизмов, описываемых в этой главе. При некоторых скоростях двигателя легковых автомашин шум вентилятора становится таким же громким, как и шум самого мотора. При десятикратном увеличении числа оборотов мотора шум вентилятора возрастает на 50—60 дБ и становится громче шума мотора; кроме того, вентилятор начинает снижать полезную мощность мотора, вызывая его переохлаждение. Замена обычного вентилятора устройством с термостатической регулировкой и электрическим приводом или электромагнитной муфтой не только снизит шум двигателя, но и сэкономит некоторое количество полезной мощности при высоких оборотах мотора. К сожалению, экономия горючего незначительна по сравнению со стоимостью таких устройств, но все же два-три лишних километра в час или два-три лишних километра на галлон горючего, а также снижение шума должны привлечь внимание к этим устройствам.

Хотя вентиляторы, конечно, не основные виновники шума, следует остановиться на них уже сейчас, ибо, когда мы дойдем до акустического чудовища — реактивного двигателя, выяснится, что между ними есть много общего. К тому же в числе устройств для вентиляции и кондиционирования воздуха это самые шумные механизмы.

Вентилятор — это устройство для перемещения воздуха. Существуют два типа вентиляторов — осевые и центробежные. На рис. 25 показаны типичные представители тех и других. У осевого вентилятора много общего с авиационным пропеллером, и поэтому осевые вентиляторы, работающие при незначительном статическом давлении или практически в его отсутствие (что допускает применение корпуса простейшего типа), обычно называют пропеллерными.


Содержание  Назад  Вперед