Шум



Помещения, строения и концертные залы— «летающие блюдца» под крышей - часть 5


Почти всегда присутствует также и прямой звук, с учетом которого полная формула для суммарного уровня звука принимает вид

где Q — коэффициент направленности источника звука, r — расстояние от слушателя до источника звука и R — константа помещения.

При анализе этой формулы возникает интересный вопрос: если ? = 0, то есть стенки полностью отражают звук, то интенсивность звука в помещении бесконечно велика. После несложных рассуждений мы приходим к заключению, что так и должно быть: источник звука все излучает и излучает энергию, которая, отражаясь от стенок, все накапливается в помещении[17] (конечно, на практике полностью отражающих поверхностей не бывает). Другое важное следствие: если увеличить средний коэффициент поглощения стенок ?, то уровень реверберационного звука существенно упадет. Так, если в нашем помещении с поверхностью стенок в 320 м2 ? увеличить от 0,05 до 0,1, то в помещении станет тише на 3 дБ. Если бы удалось получить коэффициент поглощения ? = 0,5, то стало бы тише на 13 дБ.

Итак, ясно, что для большей части частотного диапазона удвоение среднего коэффициента поглощения приводит к снижению шума на 3 дБ. Но в верхней части частотного диапазона при большом помещении, когда можно было бы ожидать действия «закона сокращающихся доходов», в действительности происходит нечто обратное. Правда, подобный вид поглощения встречается только в очень специальных условиях, например в заглушённой камере: здесь увеличение коэффициента поглощения всего на 3 %, с 0,95 до 0,98, приводит к снижению уровня на 4 дБ[18].

Чтобы определить в обычных условиях малого коэффициента поглощения, на сколько децибел удастся снизить шум при том или ином увеличении коэффициента поглощения, нет необходимости рассчитывать константу помещения — все, что нужно знать, это во сколько раз выросла величина S·?: улучшение равно десятикратному логарифму этой величины.




Содержание  Назад  Вперед