Шум




Помещения, строения и концертные залы— «летающие блюдца» под крышей - часть 8


Во-первых, время реверберации должно иметь нужное значение. Если оно слишком велико, в помещении возникнет излишняя реверберация: последовательные музыкальные ноты будут набегать одна на другую и результат будет такой же, как если пианист начнет играть на рояле, не снимая ноги с педали. Церковная музыка по своей структуре такова, что ее можно исполнять в помещениях с большим временем реверберации. Идеальным в этом отношении является так называемый строгий стиль, поскольку в нем изменения высоты звука малы, а когда высота изменяется, то продолжающееся звучание предыдущих нот повышает эффект. Но если бы в церкви зазвучал обычный симфонический оркестр, это вызвало бы какофонию звуков. С другой стороны, в Гайд-парке духовой оркестр звучит как-то жидко и несбалансированно, поскольку в открытом пространстве звуки не усиливаются реверберацией. На рис. 44 приведены некоторые данные по оптимальному времени реверберации на частоте 500 Гц для залов различного назначения. Залы, предназначенные только для выступления ораторов, должны обладать малым временем реверберации, чтобы речь звучала наиболее разборчиво.

Рис. 44. Типичные значения времени реверберации.

Второе условие связано с тем, что восприятие звука может быть совершенно нарушено из-за наличия в помещении эха. Но разве эхо — это не реверберация? Нет, различие между ними связано с некоторым характерным промежутком времени. Когда в помещении возникает какой-либо звук, то до слушателя прежде всего доходит прямой звук. Затем вступают первые отраженные волны и т. д. Эксперименты показали, что если первые отраженные волны приходят к слушателю не позже чем через 35 мс после прямого звука, то он слышит только один-единственный звук, причем так, как если бы звук приходил прямо от источника. Если же отраженный звук приходит позже чем через 50 мс после прямого, то он воспринимается как отдельное эхо. Так как скорость звука равна 344 м/с, то при различии длины пути прямого и отраженного звуков, превышающем 12 м, уже возникает эхо.


Содержание  Назад  Вперед