Шум



         

Помещения, строения и концертные залы— «летающие блюдца» под крышей


Весельчаки, распевающие в ванной комнате, хорошо знают, что в помещении звук ведет себя иногда совершенно иначе, чем звук в открытом пространстве. Шоферы замечают, что при выезде из гаража резко падает уровень шума мотора. Все, кому приходилось переезжать с квартиры на квартиру, помнят, как странно звучат их голоса в пустых, лишенных мебели комнатах.

Причины всех этих явлений довольно просты, но они играют гораздо большую роль, чем это кажется на первый взгляд. Изучение поведения звука в помещениях не менее важно, чем любой другой аспект акустики, и не только потому, что наслаждение, испытываемое тысячами любителей музыки, зависит от познаний архитектора в области акустики, но и, быть может, еще в большей степени потому, что разнообразные шумы, которые возникают в помещениях и наносят вред слуху работающих там людей, во многом зависят именно от окружения. Настоящая глава как бы подытоживает все сказанное в предыдущих главах, и здесь мы покажем, как явления излучения, дифракции, поглощения и отражения, комбинируясь тем или иным путем, способны либо доставлять удовольствие, либо портить жизнь всем, кто находится в помещениях.

Для начала рассмотрим небольшое пустое помещение, размеры которого лишь в несколько раз превышают длину волны интересующего нас звука. Пусть в середине такого помещения начинает работать маленький ненаправленный источник чистого тона. Звуковые волны побегут от него во всех направлениях и вскоре достигнут стенок (стен, пола и потолка помещения). Если эти стенки твердые и жесткие, как в ванной комнате, они отразят примерно 95 % звуковой энергии, то есть звуковые волны отразятся почти полностью, как свет от зеркала. Но мы знаем, что комбинация падающей и отраженной волн образует стоячую волну. Поэтому во всем объеме помещения установится система стоячих волн той же длины, что волна падающего звука. Если окажется, что расстояние между какими-либо двумя из трех пар параллельных стенок помещения равно длине волны звука или составляет целое кратное от нее, то в результате конструктивной интерференции стоячая волна будет все более усиливаться, и мы придем еще к одному типу резонанса.


Содержание  Назад  Вперед