Шум




Шипение, свист, гудение, грохот - часть 12


Благодаря этому на трубе можно получить значительно большее число гармоник.

Рис. 10. Музыкальная нотация гармоник (натуральная темперация).
Частоты гармоник равны основной частоте, умноженной на 2, 3, 4 и т. д.

В отношении нумерации гармоник существует известная путаница: музыканты в отличие от акустиков иногда называют вторую гармонику первой, третью — второй и т д, но в этой книге первая гармоника — это всегда основная частота, и счет гармоник начинается с нее.

Рис. 11. Наложение звуков.

До сих пор речь шла только о приятных звуках, а также о различных инструментах, производящих их, но на свете не так много мелодичных или гармоничных звуков. Почему? Что такое гармония и что такое диссонанс? Что делает музыку приятной, а шум — неприятным? Мы видели, что у музыкального звука большая часть энергии приходится на основную частоту и меньшая часть — на остальные гармоники. Когда две одинаковые ноты звучат одновременно, то колебания могут не совпадать по фазе, но сочетание звуков остается совершенно регулярным, потому что оба звука вызывают колебания давления, следующие друг за другом точно с одинаковой частотой. Если же частота одной из нот увеличится, допустим с 300 Гц до 350 Гц, новое сочетание будет составлять две ноты, из которых одна соответствует 300, а вторая — 350 колебаниям в секунду. Колебания будут происходить так, как показано на рис. 11, и в нашем случае два звука будут усиливать друг друга только 50 раз в секунду, то есть с частотой 50 Гц, численно равной разности между частотами этих нот. Несмотря на то что этот так называемый разностный тон может и не восприниматься сознательно, все же образуется некоторая третья нота частотой 50 Гц. Именно присутствие этого третьего пульсирующего звука и придает комбинации данных нот диссонансное звучание[10]. И действительно, когда сюда же присоединяются еще и гармоники обеих нот и их разностные тоны — толкотня получается изрядная!




Содержание  Назад  Вперед