Шум



         

Шипение, свист, гудение, грохот - часть 6


Если флейтист подует еще сильнее, блок-флейта протестующе взвизгнет (в действительности все происходящее сложнее, и в этой главе мы еще вернемся к данному вопросу).

Рассмотрим теперь вторую группу музыкальных инструментов и попробуем сравнить их с блок-флейтой. К этой группе относится семейство скрипок; скрипка позволяет познакомиться со многими возможными механизмами образования шума.

Как это ни странно, но легче всего непосредственно сравнить между собой принципы действия скрипки и блок-флейты, хотя они и относятся к разным группам музыкальных инструментов Струны скрипки можно уподобить корпусу блок-флейты, то есть резонирующей трубе. В такой трубе исходное возмущение создается на одном ее конце, но это не обязательно: возмущение можно вызывать в любой точке внутри трубы Натянутая струна также способна резонировать. В этом легко убедиться, если дернуть натянутую резиновую ленточку Правда, громкого звука при этом не получится, потому что ленточка слишком тонка и не способна создать значительные колебания в окружающем воздухе Как показано на рис. 8, при отклонении струны воздух не сжимается, а обтекает струну. Но это побочное обстоятельство, и оно не снижает значения того факта, что струна обладает резонансными свойствами.

Вспомним, что основной физический процесс при распространении звуковой волны, — это непрерывный переход кинетической энергии в потенциальную и обратно То же самое происходит и при колебании струны: когда струну дергают, отклоняя ее в одну сторону, она растягивается и приобретает потенциальную энергию; когда струну отпускают, сила натяжения стремится вернуть ее в положение равновесия, струна приобретает кинетическую энергию и импульс и, минуя по инерции положение равновесия, отклоняется в другую сторону, то есть снова в положение, в котором струна имеет потенциальную энергию, и т. д. Такие колебания совершаются до тех пор, пока струна не истратит всю энергию, сообщенную ей при оттягивании.




Содержание  Назад  Вперед